Можно сколько угодно ругать бюрократию, но избавиться от нее вряд ли
возможно. Под бюрократией как феноменом я буду понимать институциональную
необходимость оформления более или менее ненужных бумаг. Другими словами, это
ситуация, когда разного рода институции устанавливают правила, кажущиеся и
часто являющиеся не имеющими особого смысла (зачастую без этого вполне можно
было бы обойтись), причем соблюдение этих правил в большинстве случаев
формально, а несоблюдение ведет к недостижению целей.
Разумеется, бюрократию как феномен обслуживают специальные люди – «бюрократы».
Так кто же они такие – злобные служители бумажного культа, заключающегося в унижении
граждан посредством требования выполнения абсурдных директив, или тайные
союзники нормальных людей?
Несмотря на ругательность самого этого слова, почти каждый может
вспомнить примеры того, как именно «бюрократы» помогали в решении тех или иных
бумажных или с вопросов, в оформлении документов и т.д. Как минимум, поэтому не
стоит пытаться сводить ответ на поставленный вопрос к однозначному «или – или»
– люди везде разные. Конечно, всегда есть желающие самоутвердиться за счет
возможности демонстрации собственного маленького превосходства – этот разряд
людей неинтересен, и не заслуживает внимания (тем более, что обычно такие люди
составляют явное меньшинство). Большинство же бюрократов «нижнего и среднего
звена» действительно являются посредниками между людьми и системой. Причем, они
также зачастую являются заложниками системы – теми, кому необходимо доносить до
людей ее абсурдные требования и следить за их выполнением.
Но откуда тогда берутся сами требования системы, если ее обслуживают
вроде бы хорошие люди? Требования формулируют бюрократы «высшего звена»,
которые призваны воплощать в жизнь «политические решения» – например, об учете
и контроле, о подаче каких-либо заявок, о проведении каких-либо конкурсов и
т.д. Они, впрочем, тоже во многом оказываются заложниками системы в том смысле,
что любая институциональная деятельность предполагает ответственность, в том
числе юридическую, от которой (очень по-человечески) люди стараются себя
оградить посредством истребования множества справок, печатей, подписей и
учреждения всевозможных раз и навсегда все учитывающих бланков, форм и
образцов. Нюанс в том, что, пребывая на верху системы, эти люди часто бывают
ограждены от необходимости следования ими же введенным правилам – они просто не
подпадают под их действие, являясь управленцами, а не частными
предпринимателями, научными работниками, командировочными и проч.
Существует мнение, что частое изменение правил призвано показывать
нужность существования управленцев, но, думаю, и без этого достаточно тех, кто,
руководствуясь различными соображениями, проявляет «политическую волю» в
«усовершенствовании» тех или иных видов деятельности.
Можно ли что-то сделать с данной ситуацией? Заменить плохих парней
хорошими, например? Вряд ли, поскольку речь не идет о плохих и хороших. Во-первых,
речь идет об интересах, которые могут быть реализованы с помощью тех или иных
институций. Поэтому нужно эти интересы, как минимум, понимать с тем, чтобы
делать какие-то выводы. А во-вторых, речь идет о традициях работы институций
(что модными словами может быть названо «корпоративной культурой»), которые
воспроизводят сотрудников соответствующего институции типа. Другими словами,
сотрудники – всего лишь продукты сформировавшей их институциональной среды. И
их человечность, иногда учет наших интересов без нашего же участия, заслуживают
не только добрых слов, но и вполне искренних шоколадок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий