четверг, 28 июля 2011 г.

Супермаркет


Во время жары очень тянет к прохладе. Однозначно, в помещении прохладнее, но в городе, где далеко не во всяком помещении есть кондиционеры, выгоднее всего в этом отношении отличаются супермаркеты, в которых особенно приятно хотя бы просто пройтись рядом с холодильниками.

Я люблю супермаркеты, так как в них можно купить почти все, что нужно. В незнакомых, правда, иногда запутываешься. А когда устраивают реорганизацию пространства в знакомом супермаркете, то хуже и не придумаешь, потому, что сами продавцы и персонал еще ничего толком не знают.

А еще в супермаркетах особенно хорошо видна глобализация. Для меня ее положительный итог проявился в том, что упаковки товара выглядят одинаково и у нас, и за границей. Так, например, мне бы стоило существенных усилий найти нужные мне вещи в магазине в Вильнюсе, где довелось побывать не так давно, если бы я пытался понять надписи на литовском – за некоторыми исключениями (не касающимися обычно продуктов) этот язык совершенно не похож на те языки, которые я знаю. Но ура! Бренды транснациональных компаний узнаваемы везде!

Также радует, что в супермаркетах обычно без особых проблем можно возить детскую коляску – это тоже актуально. Хотя иногда СУПЕРмаркет умудряются запихнуть в ну очень уж небольшое помещение. Кстати, вспоминается наблюдение из 1990-х: небольшой киоск с гордой надписью “SuperMarket” (по-английски, естественно). Оно и понятно – сравнивать было не с чем, так как тогда больших магазинов становилось все меньше, а доживавшие свой век универсамы/гастрономы (продуктовые) были далеко не супер.

Из тех времен вспоминается процедура покупки товаров, которые должны быть взвешены продавцом: сначала очередь минут на от 15-30 и дольше; потом тебе заворачивают купленное в серую бумагу (или делают из нее кулёк, например, для конфет или печенья); считают (часто на счетах) сумму покупки; потом в кассе принимают оплату; потом ты получаешь покупку, и твой чек накалывается на что-то типа шила. Если я чего-то упустил или перепутал, уж извините. Кстати, нашел подборку фотографий советского времени – картинки из жизни торговли.

Там, правда, нет нескольких, особо запомнившихся мне вещей. Во-первых, в некоторых молочных магазинах был молокопровод – труба с краниками. Покупатель наливал из краника молоко себе в банку или бидон (о! были еще и бидоны распространены!). Для меня это было верхом технического прогресса. (Автоматы для продажи бутербродов я помню смутно.)


А во-вторых, ёмкости, из которых наливали сок – они были стеклянные и имели форму перевернутых конусов, с краником внизу. Обычно у соответствующего отдела в магазине был особо яркий вид за счет нескольких разноцветных (в зависимости от цвета сока) конусов. Только в середине 1980-х они как-то исчезли. Зато появились автоматы для мороженного, теперь я их только в МакДональдсе встречаю.

Воспоминания о советском торговом быте можно продолжать и дальше – например, вспоминать (отдельные!) хлебные магазины или столь любимые «Спорттовары» и т.д. – но речь, собственно, не об этом. А о том, почему в магазине бывает хорошо (кроме того, что там есть то, что нужно плюс холодильник летом и тепло зимой). Вероятно, потому, что, как и всё остальное вокруг он в том или ином смысле соответствует тебе самому, то есть подчеркивает тот образ тебя, который тебе по тем или иным причинам нравится. Например, «я-читатель» будет рад возможности почитать книгу прямо в магазине – так и завидуешь круглосуточным книжным! «Я-гурман» оценит разнообразие еды и напитков на полках. «Я-хозяин/хозяйка» порадуется соответствующим товарам и т.д. При этом не обязательно это все покупать. Даже не обязательно иметь возможность это купить прямо сейчас. Можно просто пройтись между полок магазина, предаваясь мечтам – даже почти планам – о той жизни, где будет все именно так, как ты этого захочешь.

Я присоединюсь к мнению тех, кто считает, что мечтать хорошо уже потому, что лучше представляешь себе, чего именно ты хочешь. Тогда путь к осуществлению желаемого становиться короче (и яснее).

Комментариев нет: