вторник, 23 августа 2011 г.

СПб точка ру


Как раз в это время мой брат с мамой находятся в Санкт-Петербурге. Для меня это стало поводом поразмышлять о том, на основании чего строятся наши представления о нем, ведь известно, что человек воспринимает избирательно – то, что подтверждает уже сложившиеся представления.

Я был в Ленинграде в 1988 году – в год, когда вышел клип на «Ленинградское время», хотя, я увидел клип и услышал песню много позже, а потому и не мог обратить внимание на то, о чем там поется. Вместо этого яркими впечатлениями от поездки были белые ночи, фонтаны Петродворца, финал чемпионата Европы по футболу СССР - Голландия в день моего 12-тилетия (25 июня) и то, что в городе дождей за всю неделю не выпало ни капли дождя.

Мое восприятие Ленинграда тогда определялось песнями А. Розенбаума – пластинка «Мои дворы» вышла как раз незадолго до этого и была очень популярна. Поэтому в городе я обращал внимание на буквы ЛД на номерах машин

«Боже мой, как люблю, как люблю я домой возвращаться,
Как молитву читать номера ленинградских машин»,

военную и революционную славу

«В лычках трёх - ленинградскую славу,
Петроградскую ярость и боль,
Петербургскую гордость державы
Под обстрелом носил он с собой»
,

на архитектуру:

«Хочу я жить среди каналов и мостов
И выходить с тобой, Нева, из берегов.
Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над Вашим чудом, Монферан»
.

Я жил в центре, на Садовой, и Невский проспект был рядом, и воспетая Розенбаумом Лиговка недалеко… И я ожидал услышать, как «на Заячьем острове нам о часах в полдень выстрелом гулким напомнит орудье».

Позже образ Питера стал прочно ассоциироваться с русским роком и ДДТ в частности, особенно после альбома «Черный пес Петербург»:

"Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище
Марсово пастбище, Зимнее кладбище.
Отпрыск России, на мать не похожий
Бледный, худой, евроглазый прохожий.
Герр Ленинград, до пупа затоваренный,
Жареный, пареный, дареный, краденый.
Мсье Ленинград, революцией меченный,
Мебель паливший, дом перекалеченный.
С окнами, бабками, львами, титанами,
Липами, сфинксами, медью, Аврорами.
Сэр Ленинград, Вы теплом избалованы,
Вы в январе уже перецелованы
Жадной весной. Ваши с ней откровения
Вскрыли мне вены тоски и сомнения.
Пан Ленинград, я влюбился без памяти
В Ваши стальные глаза..."


А соответственно, осень – «это камни. Верность над чернеющей Невою». Он стал для меня метафорой города вообще - очень исторического и величественного в своей роскоши и помпезности (кстати, весьма органичнной, как ни странно) и одновременно очень современного в своем напряженном ритме жизни - как в фильме «Брат», где был и Питер, и русский рок.

Для восприятия нынешнего Питера наверняка была бы знаковой песня Кинчева и Рикошета «Мой город»:

«Здесь рождаются волны, но берега есть.
Дети всех капитанов рождались здесь.
Ночью в пушки Авроры тускло светит луна.
Броневик, всадник, паровоз, война,
Марсово поле, белое тепло,
Северный ветер, выбито окно.
К утру все забудут, что такое успех.
Адмиралтейский шпиль палец поднял вверх»
.

А для ценителей Ночных снайперов – слова о том, что «здесь не Голландия здесь безысходная Балтика, будущее остывает в окрестностях Питера».

Ну и напоследок – куда ж без нее теперь? – Масяня, конечно.
В общем, интересный город.


Комментариев нет: