вторник, 2 сентября 2008 г.

Одесса


Хотя название для этого сообщения я придумал давно, и не хочу его менять, в начале речь пойдет немножечко не об Одессе, а все еще об Очакове. Когда мы были там, мне в голову пришло несколько странное слово – «приморскость». Именно это свойство было присуще Очакову (если отбросить его «военно-историческое» название), но что это такое и в чем выражалось, определить сразу было трудно. (Конечно, на ум пришли Ильф с Петровым, у которых, если не ошибаюсь, где-то упоминается «типичный приморский город», но в чем была его «типичная приморскость», мне вспомнить не удалось.) Вот только сейчас я понял, что я имел в виду не просто наличие людей, явно опознающихся как «отдыхающие» (соответственно одетые, часто с детьми и никуда не спешащие), но и то, что кроме них, других людей (спешащих на работу, например), а значит и другой деятельности, кроме «отдыха», там практически не было. Видимо этим Одесса для меня оказалась менее приморским городом, чем Очаков.


В Одессу мы поехали рано утром автобусом...


Собственно, впечатления от города не хотелось бы омрачать воспоминанием о событии, которое подпортило нам поездку, но без него будут непонятны некоторые вещи в дальнейшем, так что телеграфно:


Свете с утра было нехорошо, но она решилась поехать, в автобусе ее укачало, и мы вышли где-то на въезде в город, и лишь потом, немного придя в себя, отправились в центр. Там ей опять стало хуже, пришлось вызывать скорую помощь, ехать в больницу… Это было банальное отравление, скорее всего йогуртом, и Света должна была как минимум сутки провести в больнице, пока ее не приведут в относительный хотя бы порядок. На следующий день ей было уже существенно лучше, и она выписалась, но о возвращении в Очаков речи уже не было.


Не буду оригинальным, если скажу, что Одесса мне нравится с тех пор, как я пару лет назад впервые там побывал. Не помню, сам я это придумал или (скорее всего) где-то услышал, Одесса для меня – это город, который соразмерен человеку. Это, конечно, красивое словцо, и долгие, с многочисленными пробками путешествия в маршрутках по промзонам, спальным районам и частному сектору вряд ли могут кого-то порадовать, но в центре города я чувствую себя весьма комфортно. Причем трудно даже сказать, почему. Возможно, это архитектура, может быть, ощущение спокойного отдыха (я туда не работать приезжал), вероятно, летняя погода, но определенно люди.


« - Подскажите, пожалуйста, где-то здесь должно быть кафе «Жарю-парю»…?
- Да, вас уже ждут, прямо на углу»


Или


« - У вас квас холодный?
- Ледяной. Нужно пить маленькими глоточками»


Казалось бы, что тут особенного? Но неповторимый одесский шарм, давно и прочно ставший фольклорным, заставляет улыбнуться. Я для себя определил эту неповторимость как «доброжелательно-шутливое отношение к жизни и к людям». И как бы ты ни пытался повторять в общем-то необязательный акцент, если этого нет, будет неправдоподобно. Даже когда человек в силу каких-то обстоятельств не демонстрирует такого отношения здесь и сейчас, все равно оно в нем есть, воспитано в нем. И оно, как мне кажется, помогает легче относиться к жизни самому его «носителю» в первую очередь, а потом уже и окружающим.


Вообще-то можно было бы много чего еще вспомнить. Например, постоянно улыбающегося и шутящего врача скорой помощи по фамилии, если я не ошибаюсь, Шульга:


« - А молодой человек...
- Это муж.
- Хорошо. Я просто уже не рискую: тоже так пара была, я говорю «муж», а она мне «нет, это не муж»…»


Можно вспомнить здание больницы, где когда-то работали Пирогов и Склифосовский; впечатление о том, что одесситы выглядят более здоровыми, чем харьковчане, например; больших одесских кошек, в конце концов (так как их частенько подкармливают отходами от креветок). Но главное мне, пожалуй, удалось для себя определить: гораздо приятнее и легче жить, когда относиться к жизни и к людям доброжелательно и с юмором. Банально, но все гениальное просто!

Комментариев нет: